Их рассказов Н.И.Степановой.


После смерти дворянина Шубина Александра Кузьмича остался его дневник, датированный 1879 годом. Записи дневника составили интересную и, на мой взгляд, правдивую историю.
Вот что написал Александр Кузьмич.
«Все, что я опишу в этой тетради — истинная правда, но при своей жизни я эту историю вряд ли кому расскажу, так как дал на то честное благородное слово своему товарищу, который пока еще, слава Богу, жив. С осьмнадцати лет мы крепко дружили с Василием Платоновичем и Иваном Сергеевичем Булыгиным, и дружба наша была искренней и верной. Между нами никогда не было тайн и недоговоренностей, и мы частенько философствовали о бытие и о том, каково наше истинное предназначение.
Самым славным в этих разговорах был, конечно же, Василий. Он мог изящным образом сложить наши споры в рифмы. Мы были молоды и не представляли себя друг без друга, но судьба распорядилась по-своему, и вот мне предстояло уехать на два года за границу. Как заведено, мы с друзьями решили провести последний вечер вместе и за бокалом игристого вина поговорить на любимые темы.
Но на этот раз в нашей дружеской встрече не было обычного задора и огонька. Предстоящая разлука внесла грустную нотку на нашу беседу.
Сперва мы заговорили о временном расставании, а потом как-то незаметно переключились на вечную разлуку. Стали спорить о том, что же может нас ожидать за чертой смерти.
Судили и рядили по-всякому, а под конец жаркого спора дали друг другу слово, что если кто-нибудь из нас уйдет в иной мир первым, то он должен будет любым способом дать знать о том, что испытывает душа умирающего при ее исходе из тела….

Моя поездка за границу заняла гораздо больше времени, чем два года. Переписка с друзьями неожиданно прервалась, и я, к своему стыду, стал забывать друзей своей великолепной молодости. По возвращении домой я стал объезжать с визитами своих знакомых и тут узнал, что Василия больше нет, а Ивана давно никто не видел . Еще лет через пять мне довелось быть в Тамбове и там мне довелось увидеть Ивана Сергеевича, но весь фокус в том, что одет он был как простой нищий: в сером домотканом зипуне, с холщовой сумой через плечо и сучковатой палкой в руке.
Когда я убедился, что это он, то от радости своей, несмотря на удивленные взгляды мамзелей, обнял своего друга юности и тут же нетерпеливо задал вопрос, который с первого мгновения нашей встречи мучил меня:
— Что означает этот маскарад, почему ты, дворянин по крови, одет в лохмотья?
Между тем я заметил, что на лице Ивана Сергеевича не было смущения и никакого другого конфузного выражения, кроме кротости и радости от того, что он меня так неожиданно встретил.
Потом мы зашли с ним в ближайший трактир, и там я от него услышал самую удивительную историю из всех, что я слышал за всю мою жизнь.
Сперва мой друг меня спросил:
— Помнишь ли ты наш обет найти любую возможность после физической смерти явиться, да не во сне, а наяву?
Так вот, наш друг Василий Платонович сдержал свое слово и был возле меня, как сейчас ты, ровно на девятый день после своей земной кончины. Конечно же, он поведал мне все, о чем мы тогда договорились во время последней нашей встречи. И о том как мучительно оставляет душа наше бренное тело и многое другое. Это так поразило меня, а результат всего осмысленного ты теперь видишь сам.
В итоге я продал свое имение и все до последней полушки отдал на богоугодные дела. Потом почти шесть лет я помогал своими руками строить храм. Теперь я стараюсь жить праведно, замаливая грехи — как свои, так и других людей. Что могу, я тебе уже рассказал, а что запрещено, того я не скажу никому, и ты меня за это, мой друг, прости и не осуждай.— С этими словами Иван Сергеевич встал, поклонился мне в пояс и молча отошел от меня, не притронувшись к вкусной еде, которую я заказал для него.
Я смотрел в спину удалявшегося друга моих младых дней, и у меня было такое чувство, что ему известно нечто, что сподвигло его, дворянина старинного рода, оставить всю роскошь и прелести жизни для исполнения непонятной моему уму миссии».

© 2010 Кировская обл.
Hosted by uCoz